Мини юбки в ссср


Мода СССР: главные тренды эпохи

Советские идеологи сначала пытались запретить моду, потом управлять ею и закончили безуспешными попытками остановить ее. Но несмотря на осуждение, под покровом ночи подпольные модницы продолжали обрезать юбки, клешить брюки и «добывать» батнички.

Расскажи друзьям:

1. Бабетта

Придумал все Жак Дессанж, которые стал автором еще нескольких легендарных причесок, в частности coiffe-decoiffe («прическа без прически»), но вся слава досталась Брижит Бардо и ее героине.

Фильм «Бабетта идет на войну» в СССР увидели через год после премьеры, и произвел он даже более ошеломляющее впечатление, чем в Европе. Легкая романтическая комедия, где обыгрываются приключения блондинки в германском тылу, понравилась зрителю. Актрисой бредили все советские мужчины, а женщины старательно копировали ее образ. Получалось, честно говоря, плохо. Советские мастера все уже уступали Дессанжу. Их творчеству не хватало той выверенной небрежности, которая подкупает в фильме. Советская бабетта чаще напоминала форменные фуражки.

Читайте также: Как менялись женские прически за 100 лет >>

2. Батник

Рубашки с отложным воротником появились в пятидесятых, когда в СССР прогремели стиляги. Те называли их по-иностранному «баттондаун», слово это потом и превратилось в батник.

Винить кого-то конкретного в появлении этого тренда нельзя. Движение возникло спонтанно и захватило и золотую молодежь, и девушек с окраин. Но в те времена тренд народным еще не был. Даже после фестиваля молодежи и студентов в 1957 году.

По-настоящему закрепиться в советском обществе батники смогли лишь в семидесятых, когда с Запада пришел стиль «унисекс». С ним тоже все сложно. Историки моды до сих пор не могут решить, кому вручать пальму первенства: среди призеров и Коко Шанель, и Руди Гернрайх с его одинаковыми купальниками для мужчин и для женщин. В СССР же наверняка не обошлось без хиппи, Джона Леннона и Йоко Оно. Уж очень цветастыми были советские батники.

3. Платье-балахон

Популярности Пугачевой в Советском Союзе могут позавидовать все современные российские звезды вместе взятые. Но при этом в начале карьеры иконой стиля ее назвать было сложно. Примадонна одевалась просто даже на сцене: длинные юбки, уже упомянутые батники, скучные «официальные» платья…

Стать родоначальником тренда Алле помог Вячеслав Зайцев. В конце семидесятых для выступления на фестивале в Сопоте он придумал платье-балахон, которое одновременно удачно скрывало все недостатки фигуры и при этом было достаточно ярким и экстравагантным. Нельзя сказать, что этот наряд всеми воспринимался с восторгом, певице даже приходили гневные письма от поклонников, но многим пышкам новый тренд пришелся очень по душе.

4. Мини-юбка

«Тлетворное влияние Запада» ощущалось в СССР уже в пятидесятых, а в шестидесятых железный занавес дал серьезную трещину, как ни старались правоохранительные органы. Очень хорошо это демонстрирует история с мини-юбкой. Придумали ее в Англии и буквально за два-три года мода на нее распространилась на весь мир.

В СССР она появилась во многом благодаря Жаклин Кеннеди, которая стала появляться в мини даже на официальных мероприятиях, и Вячеславу Зайцеву, включившему тренд в свои коллекции.

Очень скоро советские модницы стали безжалостно обрезать свои юбки до все более кардинального мини. Власти пытались как-то бороться с этим трендом, но без особого энтузиазма. Полномасштабную кампанию проводить не стали - борцы за нравственность мстили по мелочам. Комсорги стояли у входа в ВУЗы, проверяли длину юбок и отправляли переодеваться чересчур смелых студенток. Особо провинившимся даже грозили исключением из комсомола. Ну и конечно же, привычно зубоскалил над модой «Крокодил».

Однако мини-юбка выстояла и даже стала появляться в кино, куда клеш и джинсы пробрались намного позже. Например, в ленте «Семь стариков и одна девушка» главная героиня сверкает ножками в первых же кадрах.

Что носить: главные модные тренды этой осени >>

5. Болоньевый плащ

Своей славой в СССР он обязан Алену Делону. В 1962 году в прокат вышел фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья» - и французский актер моментально стал секс-символом советских женщин. Каждый новый фильм с его участием собирал длинные очереди у кинотеатров.

Читайте также: Любимые иностранцы советских женщин >>

Мужчинам же приглянулся плащ из синтетической ткани (капрона с водоотталкивающим составом), которую назвали «болонья». Даже неповоротливые советские чиновники умудрились наладить ее производство на ново-фоминской фабрике буквально за несколько лет. Потом к ней подключились и другие, но спрос удовлетворить так и не могли.

В конце семидесятых такие плащи стали носить и женщины. Потребность еще больше выросла, сложно было достать даже отечественную продукцию, не говоря уже об импортной.

6. Брюки-клеш

Иногда мода в советском обществе принимала характер какого-то умопомешательства. Наглядно это можно увидеть на примере расклешенных брюк. В странe они попали вместе с пластинками группы «Битлз» в конце шестидесятых. Настоящая битломания в СССР не приобрела столь же массовый характер, как на Западе, но некоторые элементы их стиля распространялись по стране с впечатляющей скоростью.

Если в капиталистическом мире мода была всего лишь легким и капризным бризом, который в любой момент мог поменять направление, то в Союзе «поветрие» продержалось десятилетия и только усиливалось со временем. Клеш носили все, в любых сочетаниях и по любому поводу. «Клешили» даже школьную форму, так что учителя, как блюстители нравственности, ходили с линейкой и проверяли, чтобы брюки не были шире считавшихся нормой 31 см.

7. Джинсы

История трендов в стране развитого социализма не может обойтись без джинсов. Собственно, по тому, как они видоизменялись, можно изучать советскую моду, по их стоимости на черном рынке – экономику, а по истории борьбы с трендом – уголовный кодекс.

Впервые джинсы заявили о себе в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов, с которого для многих и началась оттепель. Счастливчики, побывавшие в столице в это время, просто выменивали их у иностранцев на всякую родную лабуду вроде шапок-ушанок.

Мода начала расползаться по стране, когда на экраны вышел американский фильм «Великолепная семерка». Несмотря на критику, его посмотрели почти 70 миллионов зрителей – и многие из них впервые узнали о «ковбойских брюках».

Популярность идеологически чуждых джинсов раздражала советские власти даже после того, как их стали официально импортировать из Индии и Болгарии. Но несмотря на карикатуры и разгромы на партсобраниях, весь советский период они оставались главным трендом, немного меняя форму: от клеша до «бананов».

Читайте также: Джинсы, прокладки и колбаса – за чем охотились советские женщины >>

8. Китайский зонтик

В начале пятидесятых советские магазины буквально завалили товарами из Китая. В тот момент страны начали усиленно дружить и строить вместе коммунизм. СССР отправлял в Поднебесную станки, оборудование, металлы, а оттуда получал различный ширпотреб, который частенько производили кустарным способом.

Впрочем, неприхотливые советские люди, которые успели соскучиться по красивым вещам, буквально набросились на него. Особенным спросом пользовались китайские зонтики из бамбука и шелка. Уважающая себя женщина обязательно должны была появиться с ним на пляже, на прогулке в парке и во дворе.

Пользовались спросом и веера, но их чаще вешали на стены. Мода закончилась так же неожиданно, как и началась. Умер Сталин, на двадцатом съезде развенчали его культ, чем смертельно обидели Мао Цзэдуна. Торговля прекратилась, начались конфликты, а носить такой зонтик очень быстро стало непатриотичным.

9. Полосатые гетры

В СССР мода на них началась благодаря Джейн Фонде. Американская актриса в перерывах между съемками фильмов поддерживала форму аэробикой и в какой-то момент решила, как говорят сейчас, монетизировать свое хобби. Весь мир буквально заполонили видеокассеты с ее комплексом упражнений. Перебрались они и в соцлагерь. Советским женщинам понравилась и аэробика и гетры.

В начале восьмидесятых по всей стране стали появляться самопальные группы для занятий ритмической гимнастикой, в 85-м году она проникла на центральное телевиденье, став еще одним символом перестройки.

Гетры между тем жили своей жизнью. Они попали в мощную струю популярности диско-музыки, так что их стали носить и в обычной жизни. При этом по какой-то странной причине модными стали именно полосатые изделия.

10. Искусственный мех

Мода на искусственные материалы началась в конце пятидесятых. Похожие тенденции наблюдались по всему миру, и Советский Союз не был в этом уникальным. Люрекс, нейлон, акрил, крепдешин, полиэстер и все остальные изобретения химпрома вскружили голову дизайнерам и модельерам.

В начале шестидесятых наступила эра искусственного меха. Шубки из чего-нибудь химического стали просто обязательными для модниц. Хотя первоначально предполагалось, что он станет только дешевой заменой, покупали их даже те, кто мог себе позволить настоящую норку. Ценились, в первую очередь, привозные шубки – они продавались в комиссионках дороже каракуля.

Пик популярности пришелся на середину семидесятых. Самое поразительное в том, что качество такого меха было довольно низкое. Российские морозы он просто не выдерживал. А в девяностых, когда промышленности наконец удалось повысить его характеристики, искусственный мех просто вышел из моды.

Вспоминал Макс Усачев

Все тексты нашего эксперта по СССР ищите в разделе «Изучаем быт наших мам и бабушек» >>

Расскажи друзьям:

april-knows.ru

Мода СССР: главные тренды эпохи

Советские идеологи сначала пытались запретить моду, потом управлять ею и закончили безуспешными попытками остановить ее. Но несмотря на осуждение, под покровом ночи подпольные модницы продолжали обрезать юбки, клешить брюки и «добывать» батнички.

1. Бабетта

Придумал все Жак Дессанж, которые стал автором еще нескольких легендарных причесок, в частности coiffe-decoiffe («прическа без прически»), но вся слава досталась Брижит Бардо и ее героине. 

Фильм «Бабетта идет на войну» в СССР увидели через год после премьеры, и произвел он даже более ошеломляющее впечатление, чем в Европе. Легкая романтическая комедия, где обыгрываются приключения блондинки в германском тылу, понравилась зрителю. Актрисой бредили все советские мужчины, а женщины старательно копировали ее образ. Получалось, честно говоря, плохо. Советские мастера все уже уступали Дессанжу. Их творчеству не хватало той выверенной небрежности, которая подкупает в фильме. Советская бабетта чаще напоминала форменные фуражки. 

2. Батник

Рубашки с отложным воротником появились в пятидесятых, когда в СССР прогремели стиляги. Те называли их по-иностранному «баттондаун», слово это потом и превратилось в батник. 

Винить кого-то конкретного в появлении этого тренда нельзя. Движение возникло спонтанно и захватило и золотую молодежь, и девушек с окраин. Но в те времена тренд народным еще не был. Даже после фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. 

По-настоящему закрепиться в советском обществе батники смогли лишь в семидесятых, когда с Запада пришел стиль «унисекс». С ним тоже все сложно. Историки моды до сих пор не могут решить, кому вручать пальму первенства: среди призеров и Коко Шанель, и Руди Гернрайх с его одинаковыми купальниками для мужчин и для женщин. В СССР же наверняка не обошлось без хиппи, Джона Леннона и Йоко Оно. Уж очень цветастыми были советские батники.

3. Платье-балахон

Популярности Пугачевой в Советском Союзе могут позавидовать все современные российские звезды вместе взятые. Но при этом в начале карьеры иконой стиля ее назвать было сложно. Примадонна одевалась просто даже на сцене: длинные юбки, уже упомянутые батники, скучные «официальные» платья… 

Стать родоначальником тренда Алле помог Вячеслав Зайцев. В конце семидесятых для выступления на фестивале в Сопоте он придумал платье-балахон, которое одновременно удачно скрывало все недостатки фигуры и при этом было достаточно ярким и экстравагантным. Нельзя сказать, что этот наряд всеми воспринимался с восторгом, певице даже приходили гневные письма от поклонников, но многим пышкам новый тренд пришелся очень по душе.

4. Мини-юбка

«Тлетворное влияние Запада» ощущалось в СССР уже в пятидесятых, а в шестидесятых железный занавес дал серьезную трещину, как ни старались правоохранительные органы. Очень хорошо это демонстрирует история с мини-юбкой. Придумали ее в Англии и буквально за два-три года мода на нее распространилась на весь мир. 

В СССР она появилась во многом благодаря Жаклин Кеннеди, которая стала появляться в мини даже на официальных мероприятиях, и Вячеславу Зайцеву, включившему тренд в свои коллекции. 

Очень скоро советские модницы стали безжалостно обрезать свои юбки до все более кардинального мини. Власти пытались как-то бороться с этим трендом, но без особого энтузиазма. Полномасштабную кампанию проводить не стали - борцы за нравственность мстили по мелочам. Комсорги стояли у входа в ВУЗы, проверяли длину юбок и отправляли переодеваться чересчур смелых студенток. Особо провинившимся даже грозили исключением из комсомола. Ну и конечно же, привычно зубоскалил над модой «Крокодил». 

Однако мини-юбка выстояла и даже стала появляться в кино, куда клеш и джинсы пробрались намного позже. Например, в ленте «Семь стариков и одна девушка» главная героиня сверкает ножками в первых же кадрах.

5. Болоньевый плащ

Своей славой в СССР он обязан Алену Делону. В 1962 году в прокат вышел фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья» - и французский актер моментально стал секс-символом советских женщин. Каждый новый фильм с его участием собирал длинные очереди у кинотеатров. 

Мужчинам же приглянулся плащ из синтетической ткани (капрона с водоотталкивающим составом), которую назвали «болонья». Даже неповоротливые советские чиновники умудрились наладить ее производство на ново-фоминской фабрике буквально за несколько лет. Потом к ней подключились и другие, но спрос удовлетворить так и не могли. 

В конце семидесятых такие плащи стали носить и женщины. Потребность еще больше выросла, сложно было достать даже отечественную продукцию, не говоря уже об импортной.

6. Брюки-клеш

Иногда мода в советском обществе принимала характер какого-то умопомешательства. Наглядно это можно увидеть на примере расклешенных брюк. В странe они попали вместе с пластинками группы «Битлз» в конце шестидесятых. Настоящая битломания в СССР не приобрела столь же массовый характер, как на Западе, но некоторые элементы их стиля распространялись по стране с впечатляющей скоростью. 

Если в капиталистическом мире мода была всего лишь легким и капризным бризом, который в любой момент мог поменять направление, то в Союзе «поветрие» продержалось десятилетия и только усиливалось со временем. Клеш носили все, в любых сочетаниях и по любому поводу. «Клешили» даже школьную форму, так что учителя, как блюстители нравственности, ходили с линейкой и проверяли, чтобы брюки не были шире считавшихся нормой 31 см.

7. Джинсы

История трендов в стране развитого социализма не может обойтись без джинсов. Собственно, по тому, как они видоизменялись, можно изучать советскую моду, по их стоимости на черном рынке – экономику, а по истории борьбы с трендом – уголовный кодекс. 

Впервые джинсы заявили о себе в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов, с которого для многих и началась оттепель. Счастливчики, побывавшие в столице в это время, просто выменивали их у иностранцев на всякую родную лабуду вроде шапок-ушанок. 

Мода начала расползаться по стране, когда на экраны вышел американский фильм «Великолепная семерка». Несмотря на критику, его посмотрели почти 70 миллионов зрителей – и многие из них впервые узнали о «ковбойских брюках». 

Популярность идеологически чуждых джинсов раздражала советские власти даже после того, как их стали официально импортировать из Индии и Болгарии. Но несмотря на карикатуры и разгромы на партсобраниях, весь советский период они оставались главным трендом, немного меняя форму: от клеша до «бананов».

8. Китайский зонтик

В начале пятидесятых советские магазины буквально завалили товарами из Китая. В тот момент страны начали усиленно дружить и строить вместе коммунизм. СССР отправлял в Поднебесную станки, оборудование, металлы, а оттуда получал различный ширпотреб, который частенько производили кустарным способом. 

Впрочем, неприхотливые советские люди, которые успели соскучиться по красивым вещам, буквально набросились на него. Особенным спросом пользовались китайские зонтики из бамбука и шелка. Уважающая себя женщина обязательно должны была появиться с ним на пляже, на прогулке в парке и во дворе. 

Пользовались спросом и веера, но их чаще вешали на стены. Мода закончилась так же неожиданно, как и началась. Умер Сталин, на двадцатом съезде развенчали его культ, чем смертельно обидели Мао Цзэдуна. Торговля прекратилась, начались конфликты, а носить такой зонтик очень быстро стало непатриотичным.

9. Полосатые гетры

В СССР мода на них началась благодаря Джейн Фонде. Американская актриса в перерывах между съемками фильмов поддерживала форму аэробикой и в какой-то момент решила, как говорят сейчас, монетизировать свое хобби. Весь мир буквально заполонили видеокассеты с ее комплексом упражнений. Перебрались они и в соцлагерь. Советским женщинам понравилась и аэробика и гетры. 

В начале восьмидесятых по всей стране стали появляться самопальные группы для занятий ритмической гимнастикой, в 85-м году она проникла на центральное телевиденье, став еще одним символом перестройки. 

Гетры между тем жили своей жизнью. Они попали в мощную струю популярности диско-музыки, так что их стали носить и в обычной жизни. При этом по какой-то странной причине модными стали именно полосатые изделия.

10. Искусственный мех

Мода на искусственные материалы началась в конце пятидесятых. Похожие тенденции наблюдались по всему миру, и Советский Союз не был в этом уникальным. Люрекс, нейлон, акрил, крепдешин, полиэстер и все остальные изобретения химпрома вскружили голову дизайнерам и модельерам. 

В начале шестидесятых наступила эра искусственного меха. Шубки из чего-нибудь химического стали просто обязательными для модниц. Хотя первоначально предполагалось, что он станет только дешевой заменой, покупали их даже те, кто мог себе позволить настоящую норку. Ценились, в первую очередь, привозные шубки – они продавались в комиссионках дороже каракуля. 

Пик популярности пришелся на середину семидесятых. Самое поразительное в том, что качество такого меха было довольно низкое. Российские морозы он просто не выдерживал. А в девяностых, когда промышленности наконец удалось повысить его характеристики, искусственный мех просто вышел из моды. 

Источник

stil.mirtesen.ru

Советские девчата 60-ых - Записки бывшего атеиста

...Типичная героиня советских шестидесятых - скромная, честная, ясноглазая строительница коммунизма с грубом свитере и мини-юбке (иногда модное мини заменяется штанами или же грубый свитер - нарядной блузкой, сути это не меняет). Мини-юбка девушки-шестидесятницы - это вовсе не средство обольщения, ибо с мужчинами она, в основном, дружит.

"Хорошие девчата - заветные подруги..."

И если на Западе мини - это детище так называемой сексуальной революции, то в СССР юбка выше колена выполняла гораздо более достойные функции...

Журнал выкроек 1966 года.

Советская девушка в скромном и трогательном мини - это девушка грядущего, и вместе с тем она же -"Солнышко лесное" Юрия Визбора. На ней - ни грамма золота, ни сантиметра кружев. Всё её богатство - знания (варить борщи и выращивать капусту на шести сотках она научится только в середине 70-х, когда марш в грядущее будет заменён "кухонным"* поиском смысла).* Имеются в виду кухонные посиделки интеллигенции в 1970-1980 гг.Тусовка девушек в мини.Кадр из фильма Марлена Хуциева "Июльский дождь".

Но были и другие девушки - тоже хорошие и тоже - советские. Они не смотрели за звёзды и не читали Ефремова, им совершенно не хотелось тащиться в горы за юным физиком, потому что они выбирали других парней и другие маршруты. И эти девушки не носили футуристическое мини...

Пименов Ю. "Первые модницы нового квартала", 1961.

Эти девушки тоже бывали героинями фильмов и книг, они могли учиться на пятёрки в институте и даже - принимать участие в ВУЗовской комсомольской жизни, им часто давали грамоты и медали за ударный труд, но они совершенно иначе думали и чувствовали.

Девушкам в мини хотелось романтики и красивого, сурового минимализма. Девушкам в клёше хотелось прижиматься в танце к сильному мужскому плечу и думать о мягком кресле в отдельной квартире.

Запоздалая любовь к New Look - советский журнал "Шейте сами" за... 1965 год.

...Вернёмся немного назад, а именно в 1948-1949 годы, когда Европа бредила стилем New Look от Диора - пышные юбки, шёлк, узкие талии, ради которых снова вспоминают о корсете. Опять в цене узкие плечи и округлые бёдра, жеманство, перчаточки, вуалетки. В СССР в те годы либо донашивали своё - довоенное, либо - довоенное какой-нибудь Греттль или Вильгельминны, взятое в качество честно завоёванного трофея. Конечно, к празднику шились яркие платья из ситца, а жёны дипломатов и учёных предпочитали панбархат на шифоне, но массового следования европейской моде как-то не наблюдалось.К тому же - советская женщина, работавшая, отнюдь не ради "самореализации", мало подходила для корсета и летящих юбок. К концу 1950-х, когда уровень жизни в СССР значительно вырос по сравнению с описываемым периодом, New Look постепенно "переполз" через железный занавес... Людмила Гурченко в "Карнавальной ночи" поразила всех и своими юбками, и своею талией. У большинства советских женщин такой талии не было, но силуэт - узкий верх, пышный низ прижился....А в Европе-то New Look уже почил...

Людмила Гурченко - девушка в стиле Диор.

В 1960-е возникла мода на аскетизм, но не все её приняли. Таким образом, в СССР существовала некая "альтернативная" женская мода, упорно не желавшая иметь ничего общего с геометризмом и голыми коленями. Девушки, имевшие большой запас женственности, оставались верны "нью-луку" со всеми его маленькми женскими тайнами.Вернёмся же мысленно к началу постинга - к девушке в мини и девушке в клёше...Девушка в мини любила молодёжные кафешки с треугольными столиками и прозрачными стенами. Ей нравились коктейли, шарики мороженого и споры о кибернетике.

Пименов Ю. "Калининград. Дождь", 1968.

Девушка в клёше предпочитала уютный свет "традиционных" кафе, шампанское, вазу с фруктами и хитро приготовленную рыбу. Лучше всего, если в зале будет музыка - девушка в клёше любила танцевать.

Так танцевали Клод Брассёр, Сэми Фрэй и великолепная Анна Карина в фильме Жан-Люка Годара "Банда аутсайдеров" (1964).

Аналогичный танец в исполнении Марианны Вертинской и Ко в фильме Хуциева "Застава Ильича / Мне двадцать лет" (1964).

Девушка в мини читала много и жадно - всё Ремарка, Хэмингуэя, Аксёнова, Ильфа с Петровым, Деренматта, Фриша, etc. Не забывала блеснуть Шекспиром и Гёте. Штудировала "Юность" и "Новый мир". Девушка в клёше припадала к романам Жорж Санд, к полузапретному Мопассану, а из Дюма выносила только описания балов и костюмов, а также линию любви Людовика к Луизе де Лавальер.

Пименов Ю. "Спор", 1968.

Девушка в мини могла спокойно прийти в компанию пацанов - побазарить о Космосе и Евтушенко, попеть Окуджаву, погулять по ночной Москве. Девушка в клёше краснела от самой мысли, что придётся одной (!!!) оказаться в компании ребят...Девушка в мини говорила парню: "А знаешь...?"Девушка в клёше произносила: "Ты знаешь..."

"А знаешь...?". Походники 60-х в электричке.

"Ты знаешь..." Картина Ю.Пименова "Начало любви".

Девушка в клёше накручивала себе на голове "бабетту", придирчиво разглядывала свою фигурку в зеркалах, в обеденный перерыв подкрашивала губы, подводила "стрелки" и мило сплетничала о соседях. Девушка в мини ещё в восьмом классе оставила косу парикмахеру, а к своей фигуре относилась как к данности: главное - мозги. Впрочем, фигура Девушки в мини округлиться не имела никакой возможности - походы и лыжные прогулки сжигали все наеденные калории в первые же полчаса. Посплетничать девушка в мини могла об Эйнштейне - "он сам или не сам всё это наворотил?!"

Советские девушки с причёсками "Бабетта".

Законодательница моды на причёску "Бабетта", исполнительница главной роли в фильме "Бабетта идёт на войну" Бриджит Бардо.

"На углу у старой булочной,там, где лето пыль метет,в синей маечке-футболочкекомсомолочка идет.

А ее коса острижена,в парикмахерской лежит.Лишь одно колечко рыжеена виске ее дрожит."Булат Окуджава.

...Девушка в мини была узкобедрой и сильной - она успешно бегала на приз МИИТа или МИСИ, ела впопыхах и не боялась распределения за Уралом. Девушка в клёше имела слабые плечи и узкую талию, а к спартакиадам относилась, как к ненавистной обязаловке. Зато она спокойно вставала на "мостик" и красиво покачивала полными бёдрами в модном танце.

Девушка в клёше любила сладкое и совершенно не хотела жить в продуваемой бытовке... Впрочем, её бытовка уже через день приобретала характер уютного уголка - салфеточки, вазочки, фотографии Софи Лорен, Ива Монтана и Лиз Тэйлор. Девушка в мини довольствовалась часами, приёмником и томиком Вознесенского.

Кадр из замечательной сцены фильма Георгия Данелии "Я шагаю по Москве", 1963.

Пименов Ю. "Ливень", 1963.

Девушка в клёше стеснялась показывать ноги - она воспринимала их, как нечто само по себе привлекающее и поэтому - требующее дополнительной "охраны". Девушка в клёше скрывала ноги, но знала - они у неё самые-самые (вне зависимости от реального положения дел)! Девушка в мини ноги открывала, но понятия не имела, какие они у неё - просто ноги и всё. Ими можно ходить в поход, вертеть педали, танцевать твист вокруг костра, а иногда, если надо, то и - месить бетон. Впрочем, Девушка в клёше точно также месила бетон своими "самыми-самыми" и не возмущалась.

Пименов Ю. "Дороги", 1969.

Девушка в клёше исступлённо хотела выйти замуж, причём непременно - в белом, длинном и в фате до самого пола. Она мечтала о роскошных букетах, о ресторане "Прага", о танцах под "живой" оркестр и об остроносых туфельках с дивными розами.

Девушка в мини выходила замуж в том же мини, только белого цвета и не звала на праздник никого, кроме необходимых свидетелей. Если жизнь не складывалась, то Девушка в мини разводилась легко и без сожалений.

А Девушка в клёше, хоть и рыдала, но не разводилась никогда - "у ребёнка должен быть какой-никакой, но отец". Ну, а если всё-таки разводилась, то прямо на следующий день принималась искать новую "половинку". Девушка в клёше была семейной, тёплой и домашней. Девушка в мини была начитанной и остроумной.

Слева: мужчина - мечта для Девушки в мини. Справа: мужчина - мечта для Девушки в клёше.

Девушка в мини воспринимала грядущий (неизбежный!) Коммунизм через книжки братьев Стругацких - торжество науки, победа над мещанством и стяжательством, разумный минимализм, выраженный в формуле: "каждому - по потребностям", звездолёты, "яблони на Марсе", "ветка сирени в Космосе".Девушка в клёше помнила, что при Коммунизме у неё будет красивая, солнечная, а главное - отдельная квартира со всеми уже придуманными и ещё не придуманными удобствами. И вообще, всё будет очень-очень хорошо!

Пименов Ю. "Свадьба на завтрашней улице", 1962.

Ни Девушка в клёше, ни Девушка в мини Коммунизма так не дождались, - они теперь вместе стоят в очереди за пенсией. Первая читает в очереди Донцову, вторая - Веллера, одна фасонит в дешёвой турецкой юбке "в цветочек", вторая - предпочитает донашивать дочкины (или даже - внучкины) джинсы. Одна врёт своей внучке, что в юности все оборачивались ей вслед, полагая, что в Москву приехала Брижитт Бардо; вторая врёт, что сам Келдыш прочил ей Нобелевскую Премию. Впрочем, возможно всё так и было...Правда, Девушка в клёше, наверняка, теперь живёт в отдельной квартире с окнами на лесопарковую зону... А за Девушкой в мини звездолёт так и не примчался...

Взято здесь

ycnokoutellb.livejournal.com

Назад в СССР: Когда я надела мини-юбку. ФОТО! | Культура

 Была ли мода в СССР? – Была, конечно! Мода была, есть и будет всегда, в любой стране. Другое дело, диктуется она официально или предлагается модельерами, иначе «кутюрье», - это французское слово прочно вошло в наш лексикон. Моду «мини» предложила английская модельерша Мэри Куант, показав свою коллекцию коротких моделей в Великобритании аж в 1963 году! В 1965 году она привезла ее в США, где большой поклонницей мини стала вдова Кеннеди – Жаклин. И уже, став женой Онассиса, она надела откровенное мини в 1966 году.

Броукен хилл, 1967

 

У меня с начала 1960-х годов завязалась переписка с несколькими американцами и американками, которые присылали мне много фото из газет и журналов с новинками моды. Все мои корреспонденты были старше меня и неодобрительно относились к увлечению женщин слишком короткими платьями. Я не могу сказать за весь Советский Союз, носили у нас мини – юбки в стране или нет одновременно с Америкой, но что я еще закрывала колени в 1966 году, так это точно.

Витрина в Австралии, 1967-1968

 

Подтверждают несколько фото тех лет, когда я по турпутевке отдыхала на море. Два платья специально шились для отпуска: колени чуть-чуть, но все же прикрыты. И другие женщины всех возрастов на общем снимке тоже с закрытыми коленками. Думаю, что и в 1967 году повсеместно в СССР коротких платьев еще не носили. У меня сохранился «Журнал мод № 2 лето», 1969 года с Мариной Влади на титульной обложке, издатель - Министерство легкой промышленности СССР, кстати, издавался он 4 раза в год, по сезонам, содержал много красочных фотографий и был очень достойным журналом. В нем уже только мини! Даже пальто для осени имеют длину чуть выше колен.

Мини января, 1968

 

Кстати, недавно в Интернете я прочитала, что пик моды на мини в мире пришелся на 1967 год. Жаждала ли я в 1967 году, чтобы и у нас в стране появились мини юбки? - Не помню за давностью лет. В декабре 1967 года я по линии комсомола попала в туристическую поездку в Австралию. У нас зима, а там-то лето. Вот тогда я твердо знала, что надо сшить платья и юбки мини, чтобы не ударить в грязь лицом.

Австралия, 1967-1968

 

Моя замечательная портниха успела сшить мне три летних платьица и один светлый костюм. В Австралии мы постоянно общались с молодежью и первый вопрос, который задавали мне, касался моей одежды. Обращаясь ко мне, почти утвердительно спрашивали: «Вы купили это платье у нас?». И я, распираемая гордостью, отвечала: «Мне его сшили в Челябинске!».

Австралия, вход в музей, 1967-1968

 

В нашей туристической группе были, в основном, мужчины далеко не комсомольского возраста, а женщин начитывалось всего пять человек. Одна работала переводчицей во французском посольстве в Минске или Киеве. Когда она, считавшая себя жутко модной, увидела, что «какая-то девица из Челябинска ее по части моды обскакала» (это ее подлинные слова), то она за несколько вечеров укоротила все свои юбки и платья. В Австралии за три недели насмотрелись мы на всевозможные мини в витринах магазинов и на людях. Вернувшись домой, когда наступил уже 1968 год, я и для работы в конструкторском бюро ЧТЗ решилась сшить короткое платье. Мои коллеги к этому были готовы, поскольку я представила им фотомонтаж о поездке в Австралию. Через несколько месяцев я перевелась в патентный отдел Тракторного конструкторского бюро, и в один из дней пришла на работу в своем мини платье в клеточку.

Аделаида, 1967

 

Рейтинг патентоведов, как сказали бы сейчас, подскочил неимоверно: все приходили посмотреть на «новенькую» в «коротюсенькой» юбке… Года два назад я показала эту фотографию своей приятельнице, работавшей в КБ трактористов в те годы, она глазам не поверила: «А нам казалось, что юбка была гораздо короче!" Вы думаете, что я долго оставалась во главе моды в КБ?! Конечно, нет! Несколько сотрудниц просто подвернули вдвое свои юбки, даже не потрудившись их аккуратно подрезать, и я рядом с ними стала выглядеть очень скромненько со своими едва открытыми коленками.

Майя Николаевна Некрасова, январь 2012 года

 

www.chel.aif.ru

«Бриллиантовая рука», «Служебный роман», «Афоня».

60 лет назад миру предложили проект мини-юбки.

Дизайнер мини-юбки Мэри Куант и ее модели

Историки моды расходятся в определении даты появления мини-юбки, но многие все-таки считают, что это случилось в 1956 году, когда на экраны Америки вышел фильм «Запретная планета». Героиня картины щеголяла на экране в мини-юбке. События картины разворачивались в далеком будущем, да еще и в коcмическом пространстве, поэтому она могла себе позволить все что угодно. А женщинам, рискнувшим открыть коленки в начале 1960-х, пришлось выдержать многое...

Новая мода пришла из Англии, конкретно — из магазинчика лондонского модельера Мэри Куант. Лондон тогда был столицей мировой богемы, и дерзкое предложение Куант с восторгом приняли длинноногие девушки из артистических и музыкальных кругов. Мини-юбка отлично села на изможденную Твигги — модель, воплотившую идеал моды 60-х. Новый стандарт, конечно, требовал стройности. Началась эра диет и анорексии…

А что у нас? Советские женщины не желали отставать от моды, несмотря на то, что следить за новыми тенденциями им было тяжелей. Иногда девушке, чтобы выглядеть «актуально», не оставалось ничего другого, как обрезать подол имеющейся юбки. Так, например, поступила героиня пьесы Андрея Кузнецова «Московские каникулы» Катя, старшеклассница из Тобольска, которая приехала летом в столицу, насмотрелась на здешних модниц и устыдилась собственной скромности. В спектакле Центрального детского театра Катю замечательно сыграла актриса Ирина Маликова, в ее интерпретации сюжет с обрезанной юбкой приобрел трагикомические черты. Подол стал короче, прическа — выше, то есть стандарты оказались соблюдены, а вот индивидуальность, кажется, пострадала...

Блюстители советской морали лютовали. Например, комсомольские работники проводили кампании по отлову комсомолок в мини-юбках. У входа в школу или институт стояли комсорги с линейкой в руках, замеряли подолы платьев и юбок — на сколько они открывают ноги выше колен. На страже нравственности также были карикатуристы и фельетонисты журнала «Крокодил»! Думаете, такое неприятие новой моды наблюдалось только в СССР? С критикой мини-юбки выступила Коко Шанель. «Колени — это же суставы, а они отвратительны! Открывать их нельзя», — заявила она в специальном интервью французскому телеканалу. В начале 60-х по всему миру мужчины одинаково возмущались поведением смелых девушек — но при этом глаз от них не отрывали! Все хотели любоваться стройными ножками, но своим женам и дочерям строго-настрого запрещали носить короткие юбки.

Когда мини-юбка прочно утвердилась в жизни и всем уже стало ясно, что сопротивление ни к чему не приведет, советский экран также запестрел видами стройных женских ножек. Вспомним соблазнительно коротенький халат героини Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке», коротенькие платья знойной женщины Людмилы и скромной медсестры Кати в фильме Георгия Данелии «Афоня». И конечно, нельзя не посочувствовать одиозному персонажу фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман» Петру Ивановичу Бубликову! В течение дня перед его глазами проплывали сотни пар дамских ножек в коротких юбках и в туфлях на каблучках. Такое уж ему досталось рабочее место — у лестницы, где решительно невозможно было отвлечься от созерцания женских ног. Как известно, в какой-то момент Бубликов даже умер (возможно, в знак протеста), но утром снова пришел на работу. Поистине мини-юбка — страшная сила.

Как ни крути, а изобретение модельеров 60-х стало одним из ресурсов феминизации. Женщины во второй половине XX века стремительно избавлялись от имиджа домохозяек, завоевывали свободу и равноправие. И прощались со страхом дать повод относиться к себе неуважительно. У короткой юбки уже длинная история, мода на нее вспыхивает снова и снова. В той или иной форме мини-юбка с нами, наверное, навсегда.

www.culture.ru

Мода СССР: Что носили наши бабушки? - мода, одежда, стиль, Советский Союз

Как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Оглядываясь назад, можно не только поностальгировать по ушедшим временам, но и взять себе на заметку наиболее удачные находки прошлого, то есть изучить опыт. Мода СССР, хотя и была явлением достаточно костным и консервативным, тем не менее оставила яркий след в истории. Неслучайно она вызывает интерес у исследователей костюма и обычных женщин, а также вдохновляет современных дизайнеров на создание ярких и запоминающихся коллекций.

Послереволюционная и довоенная мода

Первые годы после Октябрьской революции 1917 года стали временем появления одежды в стиле унисекс. Строительницам нового общества не подходили наряды, которые шили для себя представительницы дворянства и буржуазии. Им нужна была одежда, не сковывающая движений, в которой можно было бы спокойно работать. В условиях огромной нехватки ткани правительством была поставлена задача создать универсальный костюм для советского человека.

Была установлена общая форма верхней рубашки для мужчин и женщин и единый фасон женской юбки, не допускавший никакой отделки в виде складок, строчек и тому подобного. Очень модными в то время были авиационные кожаные куртки, которые носили с кожаными фуражками и мужчины, и женщины. "Общей" для обоих полов была и гимнастёрка, подпоясанная кожаным ремнём. Чисто женскими предметами гардероба были прямые юбки из сукна, платья из холста и ситцевые блузки. Яркой деталью послереволюционной женской моды СССР являлась красная косынка, которая завязывалась назад.

Параллельно в первые годы СССР существовала и другая мода: так называемый "нэпманский стиль", на появление которого повлияли западные модные веяния. Парижский фасон платья-рубашки с заниженной талией, пришедший на смену корсетам, особенно прижился в Советском Союзе. Он не выходил из моды целое десятилетие. Варьировалась только длина. Характерными женскими аксессуарами того времени были длинные бусы и курительные трубки. Представительницы пролетариата одевались иначе: в прямые длинные юбки и туфли на ремешке.

В 30-е годы, по словам Сталина, "жить стало лучше, жить стало веселее". Отечественная промышленность стала выпускать недорогие и качественные ткани. Наибольшей популярностью пользовались:

  • атлас;
  • шёлк;
  • крепдешин;
  • крепжоржет;
  • ситец.

Символом моды 30-х годов можно назвать крепдешиновое платье в мелкий цветочек.

В начале 40-х годов советская мода не отставала от европейской. Новые веяния проникали в основном через недавно присоединённую Прибалтику. Главным трендом этого времени стали подкладные плечи. Блузки с рукавом-фонариком и платья, сильно расклешённые от талии, также стали характерными приметами довоенной моды. Как и элементы стиля милитари: погоны, складки на спине, пояс.

Мода в СССР: послевоенные годы

Во время войны, конечно, было не до моды. Мода 40-х годов в СССР ведёт отсчёт со второй половины десятилетия, когда на смену телогрейкам, брюкам и кирзовым сапогам стали приходить блузки из тонкой ткани и брюки-клёш. Поверх платья в цветочек надевали пиджак или жакет на пуговицах. Так впервые была обозначена тенденция сочетания женственного и грубого, ставшая столь популярной сейчас.

В начале 50-х годов практически ничего в образе советской женщины не изменилось. На Западе победно шествовал новый женственный стиль Кристиана Диора, но до Советского Союза он дошёл только в 1959 году, когда в Москве состоялся показ Модного Дома Dior – первый зарубежный показ мод с 1911 года. Однако платье от Диора советские женщины увидели ещё раньше – на Людмиле Гурченко в фильме "Карнавальная ночь".

После VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проводившегося в Москве, в стране появились фарцовщики – предприимчивые молодые люди, продававшие привезенную иностранными студентами модную одежду. Их деятельность внесла свежую струю в моду СССР 50-х годов. У фарцовщиков отоваривались в основном стиляги, бросившие вызов серой советской обыденности. Они одевались ярко и броско. Характерными элементами их образа были брюки-дудочки, пиджаки с широкими плечами, галстуки-селёдочки и зонты-трости. Девушки-стиляги носили юбки до колена, обтягивающие бёдра. Свитеры с оленями также пользовались популярностью у этих представителей первой советской молодёжной субкультуры. Ноги украшали шузы – полуботинки на толстой каучуковой подошве.

Поскольку советская лёгкая промышленность не могла удовлетворить спрос на качественные женские модели, приходилось обращаться к частным портнихам или шить одежду самостоятельно. В это время в школах были введены уроки шитья для девочек, а в продаже появились готовые выкройки. Тогда же была выпущена знаменитая книга "Кройка и шитьё", ставшая настольной для нескольких поколений советских рукодельниц.

Период "оттепели" - и в моде тоже

Мини-юбка стала главным модным символом эпохи хрущёвской оттепели. Сначала она была воспринята партийными функционерами в штыки. Доходило даже до измерения её длины у студенток линейкой (если она была чуть выше положенной, могли не допустить к занятиям). Но постепенно она стала неотъемлемым атрибутом гардероба не только советской девушки, но и взрослой женщины.

Ещё одним трендом моды 60-х годов в СССР стали туфли-лодочки на шпильке. Эту элегантную обувь женщины с удовольствием носили "и в пир, и в мир", несмотря на то, что она была не очень удобна. В сочетании с узкой юбкой и чёрной водолазкой туфли на шпильке создавали образ, отличавшийся особой притягательностью.

В 60-е годы в Советском Союзе стали популярными новые, искусственные ткани – лайкра, винил, нейлон. Мужские нейлоновые рубашки белого цвета пользовались у сильного пола особой любовью. А женщины не могли нарадоваться блузкам и другим вещам из кримплена – они были недорогими, не мялись и легко чистились.

Широкое распространение получила и мода на верхнюю одежду из искусственных материалов. Шубы и шапки из натурального меха были заменены на модели из искусственной лисицы, норки и каракуля. Носить их не стеснялись даже зажиточные люди. Появление в СССР знаменитых болоньевых плащей также относится к этому периоду. Ещё одна "искусственная" тенденция – парики и шиньоны. Эти практичные "аксессуары" достаточно было прикрепить к голове шпильками, чтобы иметь красивую причёску. Наряду с немнущимися тканями они существенно облегчали жизнь советской женщине.

Мода в СССР эпохи застоя и перестройки

Мода 70-х годов в СССР прошла под знаком импортных джинсов, которые активно поставляли советским гражданам фарцовщики. Клешёные модели считались особым шиком. Женщины стремились приобрести у фарцовщиков также прямые джинсовые юбки с разрезом, джинсовые сарафаны и батники.

Знаменитые вестерны с югославским актёром Гойко Митичем положили начало ковбойской теме в советской моде. Шерстяные юбки в клетку, а также длинные юбки с воланами и цветочным принтом стали её отражением в женском гардеробе 70-х годов. Из верхней одежды большой популярностью пользовалась дублёнка, отделанная длинным натуральным мехом. Вместе с шапкой из натурального меха, подобной той, что была на героине Барбары Брыльской в фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром", она составляла наиболее характерный женский образ той поры.

На смену шпилькам в это время пришла обувь на платформе. Наиболее популярны были сабо, особенно модели с металлическими заклёпками. В моду вошли также "дутые" сапоги "Аляска".

70-е годы в СССР можно назвать эпохой хиппи и унисекса. Хиппи отличались "свободной формой одежды". Девушки-хиппи носили широкие юбки и свободные блузы. А клешёные брюки можно было увидеть и на женщинах, и на мужчинах.

В начале 80-х мода в СССР полностью соответствовала застою в общественной жизни и экономике. Каких-то модных прорывов не наблюдалось. Царила умеренность. Женщины носили юбки и платья длины миди, актуальной стала юбка годэ. Наиболее "выдающейся" вещью этого времени являлись брюки-бананы. Они сужались к низу и заканчивались оборкой. Пользовались популярностью стили сафари и милитари. Тогда же зародился и отечественный деловой стиль. Женщины, желающие продвинуться по служебной лестнице, начали носить на работу строгий пиджак с широкими плечами и неброскую блузку.

В середине 80-х пошла мода на джинсы-варёнки. Их варили в огромных кастрюлях вместе с отбеливателем, чтобы получить характерные белёсые разводы. Настоящие, импортные варёнки были доступны далеко не всем. Перестроечную эпоху отличала любовь к геометризму. Модными были асимметричные детали и прямой силуэт. Примечательными вещами 80-х были также:

Гетры. Пластмассовые клипсы. Розовые лосины. Яркие синтетические куртки.

Начало 90-х в СССР охарактеризовалось невероятным смешением стилей, пестротой. Из знаковых вещей этого периода стоит вспомнить прямые джинсы "Мальвины", джинсовую юбку с белыми кружевными оборками "Ламбада" и чёрную куртку-косуху с множеством молний и заклёпок. Советский Союз уходил в прошлое – и западные модные тенденции на постсоветском пространстве начинали играть всё более заметную роль.

www.obozrevatel.com

Мода СССР: главные тренды эпохи

Советские идеологи сначала пытались запретить моду. Но подпольные модницы продолжали обрезать юбки, клешить брюки и «добывать» батнички.

1. Бабетта

Придумал все Жак Дессанж, которые стал автором еще нескольких легендарных причесок, в частности coiffe-decoiffe («прическа без прически»), но вся слава досталась Брижит Бардо и ее героине.

Фильм «Бабетта идет на войну» в СССР увидели через год после премьеры, и произвел он даже более ошеломляющее впечатление, чем в Европе. Легкая романтическая комедия, где обыгрываются приключения блондинки в германском тылу, понравилась зрителю.

Актрисой бредили все советские мужчины, а женщины старательно копировали ее образ. Получалось, честно говоря, плохо. Советские мастера все уже уступали Дессанжу. Их творчеству не хватало той выверенной небрежности, которая подкупает в фильме. Советская бабетта чаще напоминала форменные фуражки.

2. Батник

Рубашки с отложным воротником появились в пятидесятых, когда в СССР прогремели стиляги. Те называли их по-иностранному «баттондаун», слово это потом и превратилось в батник.

Винить кого-то конкретного в появлении этого тренда нельзя. Движение возникло спонтанно и захватило и золотую молодежь, и девушек с окраин. Но в те времена тренд народным еще не был. Даже после фестиваля молодежи и студентов в 1957 году.

По-настоящему закрепиться в советском обществе батники смогли лишь в семидесятых, когда с Запада пришел стиль «унисекс». С ним тоже все сложно. Историки моды до сих пор не могут решить, кому вручать пальму первенства: среди призеров и Коко Шанель, и Руди Гернрайх с его одинаковыми купальниками для мужчин и для женщин. В СССР же наверняка не обошлось без хиппи, Джона Леннона и Йоко Оно. Уж очень цветастыми были советские батники.

3. Платье-балахон

Популярности Пугачевой в Советском Союзе могут позавидовать все современные российские звезды вместе взятые. Но при этом в начале карьеры иконой стиля ее назвать было сложно. Примадонна одевалась просто даже на сцене: длинные юбки, уже упомянутые батники, скучные «официальные» платья…

Стать родоначальником тренда Алле помог Вячеслав Зайцев. В конце семидесятых для выступления на фестивале в Сопоте он придумал платье-балахон, которое одновременно удачно скрывало все недостатки фигуры и при этом было достаточно ярким и экстравагантным.

Нельзя сказать, что этот наряд всеми воспринимался с восторгом, певице даже приходили гневные письма от поклонников, но многим пышкам новый тренд пришелся очень по душе.

4. Мини-юбка

«Тлетворное влияние Запада» ощущалось в СССР уже в пятидесятых, а в шестидесятых железный занавес дал серьезную трещину, как ни старались правоохранительные органы. Очень хорошо это демонстрирует история с мини-юбкой. Придумали ее в Англии и буквально за два-три года мода на нее распространилась на весь мир.

В СССР она появилась во многом благодаря Жаклин Кеннеди, которая стала появляться в мини даже на официальных мероприятиях, и Вячеславу Зайцеву, включившему тренд в свои коллекции.

Очень скоро советские модницы стали безжалостно обрезать свои юбки до все более кардинального мини. Власти пытались как-то бороться с этим трендом, но без особого энтузиазма. Полномасштабную кампанию проводить не стали - борцы за нравственность мстили по мелочам.

Комсорги стояли у входа в ВУЗы, проверяли длину юбок и отправляли переодеваться чересчур смелых студенток. Особо провинившимся даже грозили исключением из комсомола. Ну и конечно же, привычно зубоскалил над модой «Крокодил».

Однако мини-юбка выстояла и даже стала появляться в кино, куда клеш и джинсы пробрались намного позже. Например, в ленте «Семь стариков и одна девушка» главная героиня сверкает ножками в первых же кадрах.

5. Болоньевый плащ

Своей славой в СССР он обязан Алену Делону. В 1962 году в прокат вышел фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья» - и французский актер моментально стал секс-символом советских женщин. Каждый новый фильм с его участием собирал длинные очереди у кинотеатров.

Мужчинам же приглянулся плащ из синтетической ткани (капрона с водоотталкивающим составом), которую назвали «болонья». Даже неповоротливые советские чиновники умудрились наладить ее производство на ново-фоминской фабрике буквально за несколько лет. Потом к ней подключились и другие, но спрос удовлетворить так и не могли.

В конце семидесятых такие плащи стали носить и женщины. Потребность еще больше выросла, сложно было достать даже отечественную продукцию, не говоря уже об импортной.

6. Брюки-клеш

Иногда мода в советском обществе принимала характер какого-то умопомешательства. Наглядно это можно увидеть на примере расклешенных брюк. В странe они попали вместе с пластинками группы «Битлз» в конце шестидесятых. Настоящая битломания в СССР не приобрела столь же массовый характер, как на Западе, но некоторые элементы их стиля распространялись по стране с впечатляющей скоростью.

Если в капиталистическом мире мода была всего лишь легким и капризным бризом, который в любой момент мог поменять направление, то в Союзе «поветрие» продержалось десятилетия и только усиливалось со временем.

Клеш носили все, в любых сочетаниях и по любому поводу. «Клешили» даже школьную форму, так что учителя, как блюстители нравственности, ходили с линейкой и проверяли, чтобы брюки не были шире считавшихся нормой 31 см.

7. Джинсы

История трендов в стране развитого социализма не может обойтись без джинсов. Собственно, по тому, как они видоизменялись, можно изучать советскую моду, по их стоимости на черном рынке – экономику, а по истории борьбы с трендом – уголовный кодекс.

Впервые джинсы заявили о себе в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов, с которого для многих и началась оттепель. Счастливчики, побывавшие в столице в это время, просто выменивали их у иностранцев на всякую родную лабуду вроде шапок-ушанок.

Мода начала расползаться по стране, когда на экраны вышел американский фильм «Великолепная семерка». Несмотря на критику, его посмотрели почти 70 миллионов зрителей – и многие из них впервые узнали о «ковбойских брюках».

Популярность идеологически чуждых джинсов раздражала советские власти даже после того, как их стали официально импортировать из Индии и Болгарии. Но несмотря на карикатуры и разгромы на партсобраниях, весь советский период они оставались главным трендом, немного меняя форму: от клеша до «бананов».

8. Китайский зонтик

В начале пятидесятых советские магазины буквально завалили товарами из Китая. В тот момент страны начали усиленно дружить и строить вместе коммунизм. СССР отправлял в Поднебесную станки, оборудование, металлы, а оттуда получал различный ширпотреб, который частенько производили кустарным способом.

Впрочем, неприхотливые советские люди, которые успели соскучиться по красивым вещам, буквально набросились на него. Особенным спросом пользовались китайские зонтики из бамбука и шелка. Уважающая себя женщина обязательно должны была появиться с ним на пляже, на прогулке в парке и во дворе.

Пользовались спросом и веера, но их чаще вешали на стены. Мода закончилась так же неожиданно, как и началась. Умер Сталин, на двадцатом съезде развенчали его культ, чем смертельно обидели Мао Цзэдуна. Торговля прекратилась, начались конфликты, а носить такой зонтик очень быстро стало непатриотичным.

9. Полосатые гетры

В СССР мода на них началась благодаря Джейн Фонде. Американская актриса в перерывах между съемками фильмов поддерживала форму аэробикой и в какой-то момент решила, как говорят сейчас, монетизировать свое хобби. Весь мир буквально заполонили видеокассеты с ее комплексом упражнений. Перебрались они и в соцлагерь. Советским женщинам понравилась и аэробика, и гетры.

В начале восьмидесятых по всей стране стали появляться самопальные группы для занятий ритмической гимнастикой, в 85-м году она проникла на центральное телевидение, став еще одним символом перестройки.

Гетры между тем жили своей жизнью. Они попали в мощную струю популярности диско-музыки, так что их стали носить и в обычной жизни. При этом по какой-то странной причине модными стали именно полосатые изделия.

10. Искусственный мех

Мода на искусственные материалы началась в конце пятидесятых. Похожие тенденции наблюдались по всему миру, и Советский Союз не был в этом уникальным. Люрекс, нейлон, акрил, крепдешин, полиэстер и все остальные изобретения химпрома вскружили голову дизайнерам и модельерам.

В начале шестидесятых наступила эра искусственного меха. Шубки из чего-нибудь химического стали просто обязательными для модниц. Хотя первоначально предполагалось, что он станет только дешевой заменой, покупали их даже те, кто мог себе позволить настоящую норку. Ценились, в первую очередь, привозные шубки – они продавались в комиссионках дороже каракуля.

Пик популярности пришелся на середину семидесятых. Самое поразительное в том, что качество такого меха было довольно низкое. Российские морозы он просто не выдерживал. А в девяностых, когда промышленности наконец удалось повысить его характеристики, искусственный мех просто вышел из моды.

news.tj


Смотрите также